пятница, 25 октября 2013 г.

Домашняя работа по обществознанию. Общественный прогресс.

.                       Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.
Периоды развития общества:
* прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
* регресс (от лат. regressus – обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
* стагнация – период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое.
  Эти три периода не существуют по отдельности в человеческой истории. Они переплетаются, сменяют, дополняют друг друга.


                          Пути общественного развития: эволюция, революция, реформа.

Эволюция - одна из форм движения и развития, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы.
Черты эволюции:
1) постепенность;
2) непрерывность;
3) естественная обоснованность изменений;
4) функциональная целостность процессов изменения;
5)органический характер процессов развития.

Революция -  глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания.
Революция как качественное изменение отдельных сторон социальной жизни вызревают в результате постепенного накопления и обострения противоречий обществ. развития, в результате крупнейших открытий и изобретений. Революции означают существенную коренную ломку сложившихся принципов.
Черты революции:
1) быстрота перемен;
2) неорганический характер процессов развития


Реформа - субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.
Черты реформы: 
1) всегда  проводятся силами "сверху"
2) непоследовательные и половинчатые преобразования


                                     
                                      Основные противоречия прогресса: 

1) Прогресс в одной сфере жизни может сопровождаться регрессами в другой. Пример: развитие науки и техники ведет к автоматизации производства, т.е. к сокращению рабочих мест на предприятиях, безработица, ухудшение уровня жизни населения
2) Прогресс имеет как и положительные черты для общества, так и отрицательные. Пример: большой поток информации, Интернет. Плюсы: экономия, удобство, получение новых знаний. Минус: интернет-зависимость, проблемы со здоровьем

                                                  Критерии прогресса:
17-18 вв. критерием общественного прогресса считали рост науки и разума.
Социалисты - утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон утверждал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

Немецкий философ Шеллинг считал, что прогресс в науке и технике - скорее регресс, а источником прогресса скорее является постепенное приближение к правовому устройству

Г.Гегель критерий прогресса усматривал в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

И.Кант отметил в качестве критерия общественного прогресса замену деспотизма природы диктатом разума

Философы 19 в. считали критерием социального прогресса нравственность. Русские народники Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров усмотрели критерии в том, насколько укореняются в обществе идеалы истины и справедливости.

К. Маркс считал критерием общественного прогресса свободу человека, самым важным показателем чего выступает уровень развития производительных сил.


                                    Домашнее задание. Введение эссе.

Фридрих Ницше: "Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего... Прогресс - это просто современная, т. е. ложная идея. Европеец наших дней по своей ценности несравненно ниже европейца Ренессанса".


     В этом высказывании Ф.Ницше отрицает положительные стороны прогресса, считая его современной, то есть, ложной идеей. Также он считает, что раньше люди были более воспитанны и развиты, чем в данное время. Частично я согласна с мнением автора, что в современном ритме жизни с большим потоком информации, зависимостью от техники, погоней за капиталом, мы зачастую забываем о нравственности и моралиНо отрицаю вторую часть высказывания: "...европеец наших дней по своей ценности несравненно ниже европейца Ренессанса". Существует множество примеров с доказательствами того, что современный человек нисколько не глупее, чем люди прошлых лет. Рассмотрим эти примеры...


 








Комментариев нет:

Отправить комментарий